ГБО/ОТОПИТЕЛИ
  Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25


Новости компании

Будут ли с 1 июля аналоговые тахографы «вне закона»? Часть 2

Перейти к списку новостей 


Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года

В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:

-  Это первое в своем роде, в рамках которого было подробно разобрано все законодательство в области тахографии.  Суд признал, что наличие блока криптозащиты в тахографе носит исключительно рекомендательное значение и не является обязательным.

Действительно, ПАО «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 5 предписания Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015,

в котором указано, что предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки грузов и пассажиров, оснащенные тахографами модели Continental-VDО1381, не соответствующими установленным требованиям. К участию в деле в качестве третьего лица, была привлечена компания ООО «Торгмонтаж- Плюс», которая осуществляла установку тахографов на транспорт ПАО «Магаданэнерго».
 
По итогам дела требования заявителя, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», удовлетворили. Предписание Управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 01-16/47 от 11.11.2015 признали недействительным в части пункта 5.
 
ПП РФ № 1213 от 23.11.2012, Приказы Минтранса РФ № 36 от 13.02.2013 и № 273 от 21.08.2013, предъявляющие требования к тахографам, были признаны носящими исключительно рекомендательный характер, в том числе в части наличии в тахографе блока криптозащиты СКЗИ.
 
Однако, Г. Линник обращает внимание на следующее существенное обстоятельство:
- Прежде всего, нет никакого противоречия с Техническим  регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, так как порядок оснащения устанавливается нормативно правовыми актами Российской Федерации,  государство рассматривает средства  контроля за соблюдением водителями режимов движения как один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения». Вот выдержка из ТР ТС 018 /2011 п. 14: «Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами). Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств  осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».
 
- Приказ Минтранса №36 был зарегстрирован Минюстом, и вступил в силу, - продолжает Г. Линник. - В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации норма приказа Минтранса №36 может быть оспорена и признана незаконной только Верховным судом Российской Федерации. Решение Арбитражного суда Магаданской области от 6 мая 2016 года по делу № АЗ7-66/2016 не является оценкой законности приказа Минтранса №36. Таким образом, только Верховный суд РФ может признать приказ №36 не соответствующим нормам законодательства. Частью 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании прямо предусмотрена возможность издания федеральными органами исполнительной власти актов в сфере технического регулирования, то есть предполагается, что требования технических регламентов не являются исчерпывающими и требования к продукции могут быть изложены в том числе и в иных актах. Производители тахографов с блоками СКЗИ получили Сертификаты соответствия требованиям  Технического  регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. Таким образом, водители и юридические лицы, транспортные средства  которых не будут к 1 июля 2016 года оснащены  соответствующим оборудованием (а это тахографы с СКЗИ для  автоперевозчиков, осуществляющих внутренние перевозки) могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 3 тысяч рублей для граждан и от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц.
 
Заключительное слово экспертов
 
Максим Сухомлинов:
- Минтранс, предъявив в своем приказе №36 требования технического характера (наличие в объекте технического регулировании тахографе блока криптозащиты), превысил свои полномочия. Полномочия в области технического регулирования принадлежат Минпромторгу.  В ФЗ 184 «О техническом регулировании» в главе 4 пункте 3 прямо написано – Органы исполнительной власти могут издавать нормативные документы в области технического регулирования только рекомендательного характера. А Минюст приказ №36 регистрирует как обязательный.
 
В результате в течение последних трех  лет транспортники оснащали и переоснащали свои автомобили  тахографами, с избыточными, необязательными требованиями, теряя миллионы рублей, что никак не отразилось на безопасности дорожного движения в целом. Итак результат на сегодня. По данным ФБУ Росавттранс с 2013 год по март 2016 года установлено чуть меньше 400 000 тахографов с СКЗИ. По данным ГИБДД того же периода – аварийность по оговоренным категориям транспорта не снизилась. Приказ Минтранса №36 может носить только рекомендательный характер, и, значит, аналоговые тахографы не подлежат обязательной замене.
 
Геннадий Линник:
- Прежде всего замечу, что ГИБДД как раз, наоборот, заявляет, что по оговоренным категориям транспорта аварийность снизилась и призывает оснащать тахографами с СКЗИ транспортные средства физических лиц, по которым статистика показывает рост аварийности.
Наша организация «АТОЛ  ДРАЙВ» не имеет никакого отношения к законотворческой деятельности, но тем не менее мы регулярно пользуемся возможностью высказать свое экспертное мнение, в частности  через портал оценки регулирующего воздействия нормативно правовых актов. Мы сами осуществляем свою деятельность строго в рамках российского законодательства, и к тому же призываем всех автоперевозчиков.
 
Система тахографического контроля в России находится в стадии развития, в нормативные акты вносятся соответствующие изменения. Принятие нормативных актов - процесс непростой и требующий различных согласований и экспертиз, в частности прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия проходит публично, регистрация в Министерстве юстиции России является завершающей фазой и подтверждает, что органы государственной власти действуют в пределах своих полномочий.  
 
Ярким доказательством полномочий Министерства транспорта России в области использования тахографов может служить история по включению в перечень исключений транспортных средств сельхозтоваропроизводителей для внутрихозяйственных нужд, данный вопрос рассматривался на всех уровнях власти от депутатов субъектов  до Правительства и Президента  России, но решение было принято путем внесения изменений в Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 ( Приказ №16 от 2.03.2016).
 
Использование  информации цифровых тахографов становится все более актуальным, так, по итогам Госсовета 14 марта 2016 года Президент России Путин В.В. дал поручения по совершенствованию системы безопасности дорожного движения, одним из пунктов предусмотрено «б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
- установление административной ответственности перевозчиков (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов»
другим пунктом предусмотрено «определение порядка использования данных, получаемых с помощью тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями, осуществляющих в некорректируемом виде регистрацию, хранение и передачу координат и параметров движения транспортных средств по сигналам ГЛОНАСС, в том числе в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности».
 
Г. Линник также обратил внимание на то, что в Государственной Думе рассматривается  законопроект по оснащению тахографами  транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
 
Противоречия в законодательстве необходимо снять
 
К сожалению, противоречия в законодательстве приводят к присутствию на рынке недобросовестных мастерских.
 
 
По словам технического эксперта ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадия Мирошина, которые приводит общественная организация «Движение без опасности», проблема присутствия на рынке тахографии недобросовестных мастерских может быть решена только тогда, когда уровень регулирующих документов в этой сфере будет поднят с ведомственного на федеральный:
«Подготовка соответствующего федерального закона уже ведется. После его принятия, сила закона будет неоспорима и многие противоречия, которые мы видим в сегодняшнем законодательстве, будут сняты. Если же в дальнейшем в законе будет также детально прописана процедура калибровки и будет создан единый реестр данных откалиброванных тахографов, то каждая машина, каждая мастерская будут известны и вопрос существования недобросовестных мастерских уйдет в прошлое».  
 
А пока что к наступлению даты 1 июля готовятся не только автоперевозчики, но и контролирующие органы, которые следующим образом комментируют свои полномочия после вступления в силу новой нормы закона:
 
atah3.jpg
 
 


Лента новостей