Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25
Заказать звонок


Новости компании

Эффективные решения для перевозчиков на базе тахографов




Что такое тахограф, для чего он нужен, как работать по тахографу? Как устроены современные бортовые приборы и в чем отличия их цифрового варианта от аналогового? В этих и других вопросах разбирался корреспондент Навипорта.

История вопроса

Первый тахограф был изобретён в Великобритании в 1911 году. Созданный на основе часового механизма, он мог лишь регистрировать километраж в течение суток. Десятилетие спустя к этому скромному функционалу добавилась возможность графически выстраивать линию движения транспортного средства, а к 40-м годам прошлого века тахографы уже использовались для контроля расхода топлива.

Современные бортовые приборы лишь отдалённо напоминают своих предшественников и выдают владельцам намного больше информации — данные о пробеге и скорости, времени труда и отдыха экипажа, месте начала и окончания рабочего дня, происшествиях и нарушениях скоростного режима.

Кроме того, устройства фиксируют дату и время последней периодической проверки, сведения о проводившей её мастерской и контролёре.

Активное развитие грузоперевозок, высокие требования к безопасности и ужесточение законодательства превратили примитивные контрольные устройства в сложные высокотехнологичные девайсы с многоуровневой системой защиты.

Что нового?

В прошлое уходят аналоговые модели с бумажными дисками для записи и хранения данных. С 1 июля этого года их использование запрещено Минтрансом. Пришедшие им на смену цифровые тахографы намного проще в использовании. Если диски аналоговых приборов нужно было менять каждые сутки и заполнять от руки, то в цифровом варианте вся информация автоматически фиксируется во внутренней памяти и на персональной электронной карте водителя. Также отсутствует необходимость вручную менять режим деятельности — при выключении зажигания, цифровой тахограф автоматически переходит в режим отдыха. Данные с карты водителя — согласно приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года № 36 — необходимо выгружать каждые 28 дней, из памяти тахографа — раз в 90 дней. Выгрузка производится на обычный usb-накопитель либо специализированный считыватель, кроме того, приборы оснащены принтером с высокой скоростью печати на термобумаге.

Ещё одно преимущество цифровых моделей — повышенная надёжность. Эти устройства невозможно обмануть. По российскому законодательству тахографы должны быть обязательно оснащены модулем безопасности СКЗИ (Средство Криптографической Защиты Информации). Это блок, который встраивается в тахограф и производит шифровку данных на основе цифровой подписи. Внутри модуля — энергонезависимая память и резервный источник питания. Любая манипуляция водителя (попытка вскрыть, повредить устройство, ввести неверные данные) автоматически регистрируется в памяти и будет доступна при проверке. Проводить какие-то операции с модулем СКЗИ могут лишь обладатели соответствующей лицензии ФСБ.

А где же минусы?

Впрочем, помимо очевидных плюсов навигационный криптозащитный модуль (второе название СКЗИ) имеет и ряд недостатков. Срок действия уникальной цифровой подписи всего 3 года, затем СКЗИ необходимо заменить, что можно сделать только в мастерской с лицензией ФСБ — дополнительные временные и денежные затраты. Все работы по ремонту тахографов с блоком СКЗИ также требуют лицензирования ФСБ, демонтировать оборудование самостоятельно запрещено, как и эксплуатировать транспорт с неисправным контрольным устройством.

Экономичны и морозоустойчивы

Ещё одним важным функциональным дополнением цифровых приборов является встроенный приёмник ГЛОНАСС. При наличии в тахографе GPRS-модема он позволяет отслеживать транспортное средство на маршруте в режиме реального времени. Встроенный модем обеспечивает также голосовую связь с водителем. Таким образом, современное контрольное оборудование выполняет двойную функцию: навигационного терминала и тахографа.

Помимо технологических преимуществ цифровые модели отличаются и эргономичностью. Они компактны (монтируются в гнездо автомагнитолы), оснащены графическим дисплеем с простым интерфейсом общения, понятным носителю любого языка за счёт использования пиктограмм.

Важными параметрами, особенно для российских перевозчиков, являются также высокая морозоустойчивость (до −40 градусов), ударопрочность и виброустойчивость. Этим аспектам производители сегодня уделяют всё больше внимания, ведь ремонт цифрового тахографа — процедура, сложная не только с технической точки зрения. Все работы с устройством могут проводить лишь официальные сервисные центры, занесённые в списки ФБУ «Росавтотранс». Любая попытка самостоятельного ремонта, как и эксплуатация транспорта с неисправным тахографом, является административным нарушением и будет обнаружена при проверке.

Выбираем, ставим, ремонтируем

Привлекать профессионалов нужно не только при ремонте оборудования, но и при его установке. Помимо монтажа и активации устройства, требуется калибровка — измерение характеристик транспортного средства и настройка тахографа на измеренные величины.

И, конечно, не менее важным является и сам процесс выбора. Насколько бы не был впечатляющим функционал, если тахограф не сертифицирован по ЕСТР (для международных перевозок) или не включен в реестр ФБУ «Росавтотранс» (для внутренних маршрутов — по территории России), то все плюсы сводятся на нет — такое устройство запрещено к эксплуатации.

Польза инвестиций

И всё же использование тахографа — это не только дань безопасности, что, безусловно важно, и чем объясняется повышенный контроль государства. Но и средство, позволяющее эффективнее выстраивать транспортную логистику, оптимизировать расходы и повышать уровень контроля за персоналом. Тот случай, когда инвестиции окупаются. Разумеется, при грамотном выборе модели и четком соблюдении процедур установки, проверки и эксплуатации.



Лента новостей