Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25
Заказать звонок


Новости компании

Будут ли с 1 июля аналоговые тахографы «вне закона»? Часть 1




Согласно внесенным изменениям в приказ Минтранса №273 с 1 июля 2016 владельцам грузовых транспортных средств необходимо перейти на цифровые тахографы. И, похоже, на этот раз сроки вступления в силу новой нормы законодательства сдвигаться не будут. Насколько готовы перевозчики к нововведениям? И, собственно, к чему им готовиться в связи с наступлением «дня Х»? Мы поговорили с экспертами, чьи точки зрения на предстоящие изменения, мягко говоря, не совпадают.

Краткая история вопроса

Одной из наиболее часто встречаемых причин смертности на дорогах является усталость водителя. А наиболее тяжелые ДТП связаны с усталостью водителей-профессионалов, управляющих транспортными средствами категорий N3 – весом свыше 12 тонн.

Для решения данной проблемы, начиная с 2009 года, Правительством РФ был принято ряд мер, в том числе направленных на внедрение контроля за режимом труда и отдыха водителей:

○ в 2009 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года началось внедрение нового типа тахографа, переход с аналоговых на цифровые тахографы.
○ в 2010 – 2011 годах началось массовое производство тахографов в рамках 720 Постановления Правительства РФ.
○ в 2013 году были введены дополнительные требования к тахографам в соответствии с 36 Приказом Минтранса при обязательном соблюдении 720 Постановления Правительства РФ. Введена прямая ответственности за отсутствие тахографа.
○ в 2015 году вступил в действие регламент Таможенного союза, с утвержденным переходным периодом до 01 июля 2016 г.
○ в конце 2015 года был опубликован Приказ №348, вносящий изменения в Приказ №273.
 
Отметим, что приказ Министерства транспорта РФ №36 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» содержит требования по оснащению автобусов и грузовых автомобилей, совершающих коммерческие перевозки, тахографами нового поколения, использующих средства криптографической защиты информации (СКЗИ).
 
Предполагалось, что установка тахографов будет происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с СКЗИ должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, с 1 июля 2014 года - автобусы и грузовики массой более 15 тонн, с 1 сентября 2014 года грузовики массой от 12 тонн, с 1 апреля 2015 года - грузовики с массой от 3,5 до 12 тонн.
 
Для транспортных средств, уже оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, был предусмотрен срок обязательного оснащения новыми тахографами - 1 января 2018 года.
Однако, затем сроки установки цифровых тахографов были перенесены – и «точкой отсчета» стало 1 июля 2016 года.
 
Аналоговые тахографы с 1 июля – под запретом?
 
Прежде всего, надо оговориться, что для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки и для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, требования к тахографам с 1 июля будут различны.
 
Для перевозчиков, осуществляющих международные автоперевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты : ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ. Аналоговые тахографы для международных перевозчиков разрешены.
 
Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения - в Приказе Минтранса №273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15, №348 (вносящий изменения в Приказ №273).
 
Важно отметить, что эксплуатация  транспортных  средств  с  аналоговыми  тахографами для автоперевозчиков, осуществляющих внутренние рейсы, не  запрещена и не может  быть  запрещена  в  соответствии  с  действующим  законодательством,  вплоть  до  утилизации транспортного средства. Хотя некоторые перевозчики считают, что эксплуатация таких транспортных средств с 1 июля будет запрещена. Это не так.
 
Источником недоразумения в данном вопросе стало письмо ФБУ Росавтотранс от 10.02.2016, в котором говорилось:
 
atah1.jpg
 
Однако, позднее, рассказывает Геннадий Линник, директор по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями ООО "АТОЛ ДРАЙВ", 29.02.2016 авторы данного письма разместили на сайте Росавтотранса дополнение к предыдущему письму, в котором подробно изложили правовую основу  оснащения транспортных средств тахографами. Согласно этому письму, запрет на эксплуатации транспортных средств с аналоговыми тахографами не вводится приказом Минтранса №348, однако за отсутствие  технического средства  контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к приказу Минтранса России N 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства)" на  транспортных средствах категорий  N2,N3,M2,M3, выполняющих внутрироссийские перевозки с 1 июля 2016 года сотрудниками контрольно- надзорных органов будет применятся  санкция статьи 11.23 КоАП.
 
- Иными словами, хотя сами транспортные средства, оснащенные аналоговыми тахографами, под запрет не подпадают, за отсутствие цифровых тахографов с СКЗИ автоперевозчиков, выполняющих внутрироссийские перевозчики, с 1 июля могут оштрафовать, - заключает Г. Линник.
 
Тахограф как объект технического регулирования
 
- Ни один  орган  государственной  власти  не  имеет  права  требовать  замены  аналогового  тахографа,  если  он имеет  или  имел сертификат  соответствия  на  момент  его  производства  /  установки, отвечающий законодательным требованиям, а значит безопасный в эксплуатации, - утверждает Максим Сухомлинов, директор сервисной службы ГК Надежный контакт.
Свою точку зрения эксперт аргументирует, отсылая к п.  65  таблицы  4  приложения  1 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» (ТР ТС 018/2011), который вступил в действие на территории Российской Федерации с 01 января 2015 года.
Исходя  из  этого документа, на  тахограф  в  полной  мере  распространяются  требования  ФЗ-184   «О  техническом регулировании»,   в  частности  процедура  подтверждения  соответствия  действующему  законодательству.  На основании  статьи  20  Федерального  закона  №184  «О  техническом  регулировании»,  подтверждение соответствия заключается в процедуре сертификации. Результатом процедуры подтверждения соответствия действующему законодательству  является сертификат соответствия.
Так  как  на  основании  п.  65  приложения  10  Технического  регламента  о  безопасности  колесных  транспортных средств  Таможенного  Союза  (ТР  ТС  018/2011),  тахограф  является  компонентом  транспортного  средства,  то  и соответствовать  он  должен  требованиям  Технического  регламента  о  безопасности  колесных  транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС 018/2011), что должно подтверждаться Сертификатом соответствия ТР ТС. Все сертификаты соответствия Техническому регламенту  о безопасности колесных транспортных средств подлежат обязательному учету и находятся в свободном доступе на сайте Росакредитации.
Таким образом, объясняет М. Сухомлинов, в соответствии  с  ч.1  статьи  54  Конституции  РФ:  «Закон, устанавливающий  или  отягчающий  ответственность, обратной  силы  не  имеет»,  - то есть все  тахографы  имеющие  на  момент  их  производства/установки  сертификаты соответствия  действующему  законодательству,  даже  после  окончания  срока  действия  самого  сертификата остаются «в законе». Наиболее распространенные аналоговые тахографы 1324 и 1318 имеют  или  имели  действующий  сертификат  соответствия  Техническому  регламенту  о  безопасности  колесных транспортных  средств.  Более  того,  эти  тахографы  внесены  в  Реестр  средств  измерений,  что  позволяет осуществлять  на  них  Государственную  поверку,  что  в  свою  очередь,  дает  юридическую  значимость  их показаний, а это, в соответствии с ФЗ  -102 «Об обеспечении  единства  измерений»,  позволяет таким тахографам участвовать в государственном контроле. Таким образом, как было сказано выше, Минтранс  РФ  не запрещает эксплуатацию транспортных средств с аналоговыми тахографами. Минтранс РФ не может своими нормативными правовыми актами  нарушать  закон, резюмирует эксперт, такого  не  бывает.  
Поэтому, настаивает М. Сухомлинов,  Минтранс  просто  рекомендует  переоснастить  только  те транспортные  средства  с  аналоговыми  тахографами,  на  которых  стоят  тахографы, не имеющие сертификата соответствия. К таким тахографам относятся TGK-100, 1319, 1314 и т.п.
- Однако и владельцам таких тахографов я бы не рекомендовал спешить с заменой и таких тахографов, - продолжает М. Сухомлинов. - 16  октября  2015  года  Правительство  РФ  издало  Постановление  №1108.  В  нем  определяются  органы исполнительной  власти  и  их  полномочия  в  области  соблюдения  требований  Технического  регламента  «О безопасности  колесных  транспортных  средств  Таможенного  союза».  Напоминаем,  что  тахограф  является компонентом  транспортного  средства,  а  следовательно  находится  в  сфере  влияния  этого  Технического регламента.
Органом,  осуществляющим  контроль  в  области  безопасности  колесных  транспортных  средств,  находящихся  в эксплуатации (а следовательно и их компонентов) теперь является Министерство внутренних дел, в частности ГИБДД. Таким  образом Министерство  транспорта  РФ  не  может  предъявлять  обязательные  требования  к  транспортным средствам  находящимся  в  эксплуатации,  а  равно  и  к  их  компонентам,  в  частности  тахографам.  Этот  факт подтверждается и статьей 4 пунктом 3 ФЗ-184 О техническом регулировании:
 
atah2.jpg
- Важно обратить внимание на следующую терминологическую тонкость, - продолжает М. Сухомлинов. - Приказ Минтранса №348 требует оснастить тахографами до 1 июля 2016 года те транспортные средства, у которых были установлены не аналоговые тахографы, а «аналоговые контрольные устройства». То есть тахографы, которые не имели и не имеют сертификата соответствия одному из Технических регламентов о безопасности колесных транспортных средств.
 
Таким образом, аналоговые тахографы в принципе не подлежат обязательной замене. Ни один  орган  государственной  власти  не  имеет  права  требовать  замены  аналогового  тахографа,  если  он имеет  или  имел  сертификат  соответствия  действующим  на  момент  его  производства  /  установки законодательным требованиям, а значит безопасных в эксплуатации. Приказы  Минтранса № 36, 273 , 348 носят исключительно рекомендательное значение в части технических требований, - заключает М. Сухомлинов.
 
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года
 
В подтверждение своей позиции М. Сухомлинов приводит решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 мая 2016 года по делу между УГАДН Магаданской области и ПАО «Магаданэнерго» о тахографах, несоответствующих требованиям 36 приказа Минтранса 13 мая 2016 года:
 


Лента новостей