Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25
Заказать звонок


Новости компании

КРИЗИС: ЗАБЫТЬ О БЕЗОПАСНОСТИ В УГОДУ ЭКОНОМИИ!




Минтранс освободил производителей транспортных средств от оснащения тахографами на заводском конвейере?

Это действительно так или только кажется на первый взгляд?

Что это - попытка угодить производителям, желание чиновников Минтранса или реализация интересов иных лиц?

Попробуем разобраться в этих вопросах и дать оценку ситуации в связи с изменениями, внесенными в Приказ Министерства транспорта от 21.08.13 №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». Законодательное регулирование вопросов, связанных с применением тахографа для контроля режимов труда и отдыха водителей, находится в правовом поле различных ведомств.

Тахограф с одной стороны является прибором, выполняющим функции государственного контроля, а с другой стороны - компонентом транспортного средства, оказывающим прямое влияние на управление и предсказуемость автомобиля, по этой причине законодательное регулирование распределило тахограф между двумя ведомствами. В части контрольных функций нормативные акты относятся к области регулирования Министерства транспорта Российской Федерации, а в части требований по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств - к области технического регулирования в рамках полномочий Министерства промышленности и торговли РФ.

 Для понимания сути внесенных изменений, описание которых будет представлено ниже по тексту, нужно учитывать общие Положения, предписывающие правила формирования текстов нормативно-правовых актов, а именно: требования, изложенные в законодательных актах, имеющих преимущественную силу над иными нормативно-правовыми документами, не должны повторяться в документах, имеющих меньший юридический статус, поскольку нормы уже действуют.

 Теперь можно перейти к сути изменений, которые были внесены в Приказ Минтранса №273. Из текста Приказа было исключено требование по оснащению тахографами транспортных средств на конвейере завода производителя.

Кому это выгодно?

Однозначно можно сказать, что не владельцу транспортного средства, для него с любой точки зрения это невыгодно! С экономической стороны - потому что цена при установке на конвейере существенно ниже, чем при установке тахографа в условиях мастерской. С технической точки зрения это еще более невыгодно, потому как установка модели тахографа даже с минимальными отклонениями от конструкторской документации может привести к потере корректного управления автомобилем в самый неожиданный момент, и, самое опасное, если это произойдет в экстренной ситуации, в условиях, когда каждый метр тормозного пути – это чья-то сохраненная жизнь.

 Выгодно это в первую очередь производителям: для производителя автомобиля с экономической точки зрения – это снижение затрат на производство продукции; для производителя тахографа это также снижение затрат на изготовление устройства, обладающего требуемой для автокомпонента степенью надежности, который не подведет в любой ситуации, к тому же это экономия на процедурах подтверждения соответствия в составе автомобиля - качественный тахограф производить дороже, чем некачественный.

 Всем остальным это невыгодно, а с точки зрения основной задачи тахографа – защиты интересов населения от рисков, связанных с возникновением аварийных ситуаций на дороге, решение по исключению требования оснащения тахографами транспортных средств на конвейере завода-производителя противоречит государственным интересам. Что и отражено в Федеральном законе от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где в статье 3 определяется, что «Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; ...».

 

Сразу же после вступления в силу данного изменения заинтересованные лица начали активно сообщать всем участникам отрасли, что теперь на конвейере устанавливать тахограф не требуется и одобрение модели тахографа со стороны завода-производителя не требуется также – понятно, что это «было им на руку». Но заинтересованные лица просчитались: одобрения производителя для модели тахографа никто не отменял, поскольку этот вопрос регулируется не приказом Министерства транспорта, а Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», который имеет преимущественную юридическую силу над всеми внутренними нормативными актами Российской Федерации.  

Технический регламент 018/2011 предусматривает процедуру прохождения одобрения типа транспортного средства в составе с тахографом, при этом регламент не требует его обязательной установки на конвейере завода. Если модель тахографа не внесена в конструкторскую документацию завода-производителя транспортного средства, то ТР ТС 018/2011 предписывает прохождение процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства, в противном случае эксплуатация транспортного средства запрещается.

Из вышесказанного очевидно, что законодательство не освободило производителя автомобиля от одобрения модели тахографа в составе модели транспортного средства, допускается только различный порядок оснащения транспортного средства тахографом: либо на конвейере, либо в мастерской, и в любом случае допускается только та модель, которая включена в состав электронного оборудования и является компонентом, внесенным в заводскую документацию транспортного средства.  

 Однозначно, что освобождение завода-производителя от установки тахографа на конвейере приведет к отрицательным последствиям:

- повышение стоимости для конечного потребителя;

- увеличение риска возникновения ДТП по причине установки в мастерской некачественной модели тахографа, не прошедшей одобрение завода-производителя автомобиля и не прошедшей процедуры проверки совместимости электронных компонентов ТС, и, как следствие, не исключающей возможность потери предсказуемого управления автомобиля в экстренных ситуациях.

В заключение можно сказать следующее: несмотря на то, что приказ Минтранса освободил производителей автомобилей от оснащения на конвейере транспортных средств тахографами, ситуация с юридической точки зрения не изменилась – обязанность внести в конструкцию автомобиля такой компонент, как тахограф, осталась, и ее даже повторять в тексте приказа Министерства транспорта не требуется – достаточно требования Технического регламента. Соответственно, и обязанность производителя тахографа делать качественный прибор с прохождением процедуры одобрения завода-производителя ТС также осталась. Если производитель тахографа этого не сделал, то владелец автомобиля обязан оформить внесение изменений в конструкцию транспортного средства перед установкой неодобренного заводом-производителем тахографа. Это касается всех моделей автомобилей: как выпускающихся в эксплуатацию, так и находящихся в эксплуатации, что следует из определения компонента транспортного средства, изложенного в ТР ТС 018/2011. При этом не имеет значения, предусмотрено ли было наличие тахографа в составе автомобиля на момент его выпуска в эксплуатацию или нет, в случае если не предусмотрено, то регламент не предъявляет требований по оснащению, но и не запрещает иным нормативным актам такое требование предъявлять, это наблюдается и на текущий момент: данное требование предписано статьей 20 Федерального закона от 10.12.95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

<

Лента новостей