ГБО/ОТОПИТЕЛИ
  Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25


Новости компании

Отдых без риска: проблемы придорожного сервиса в России

Перейти к списку новостей 


Главное назначение тахографа — контроль за соблюдением режима труда и отдыха. Согласно Приказу Минтранса РФ N 15, управлять транспортом можно не больше восьми часов в сутки (семи — при шестидневной рабочей неделе). При этом через каждые четыре часа положен перерыв, как минимум на 30 минут. Конечно, в законодательстве есть нюансы, отдельные условия предусмотрены для тех, кто работает вахтовым методом или совершает международные перевозки, но так или иначе установленные нормы отдыха необходимо соблюдать. Казалось бы, в чём проблема? Переработки исключаются, физическая усталость сводится к минимуму — а значит, и на дорогах будет безопаснее. Но не всё так просто.

Где останавливаться?

Главным препятствием к исполнению требований законодательства является состояние придорожной инфраструктуры в России. В первую очередь, её неравномерность.

В то время, как в Европе стоянки для большегрузного транспорта, а также заправки, автосервисы, магазины, кафе и мотели встречаются практически через каждые 50-60 километров пути, на российских трассах есть участки в сотни километров, где нет даже специальных площадок для остановки, не говоря уже о прочих «излишествах».

Центральная Россия мало уступает в части такого комфорта Европе, в особенности Московская область, где наличие стоянок и свободных мест на них можно даже отследить в режиме реального времени в специальном приложении на смартфоне. Но за пределами центральных регионов, в особенности в Сибири и на Дальнем Востоке, ситуация хуже. С учётом сурового климата, качества дорог и практически полного отсутствия населённых пунктов вдоль них водители здесь больше нуждаются в стоянках, гостиницах и автосервисах. Им приходится останавливаться на обочине, порой не глуша двигатель, выстраивать фуры рядами и спать «вполглаза», чтобы с грузом ничего не случилось. Можно ли считать такой отдых полноценным? Соответствующим принципу, ради которого используется тахограф, а не для галочки?

Главное — безопасность

Страх быть обворованным, когда на тебе ответственность за многомиллионный груз, знаком каждому водителю. Именно поэтому обеспечение безопасности, в том числе и собственной жизни, — первое, чего ждут от объектов придорожной инфраструктуры. И не всегда организованная стоянка является залогом такой безопасности. Нередко охранные меры ограничиваются лишь наличием ограждений, зато владельцы пунктов старательно собирают плату за стоянку.

Что ещё нужно водителю?

Впрочем, водители хотят не только безопасного отдыха, но и комфортного. Важно состояние дорожного покрытия внутри комплекса, качество еды, чистота в помещениях и работающий телефон. Нужна баня или душ, отапливаемый туалет, в длительных рейсах — прачечная, круглосуточные кафе и магазины. Безусловно, шиномонтаж, автомастерские и эстакады для ремонта. Всё это в большинстве объектов российской придорожной инфраструктуры отсутствует.

Стоит ли ждать перемен?

Правительство проблему признаёт и готово её решать, причем традиционным для себя способом — привлекая частный капитал. Закон «О государственно-частном партнерстве», вступивший в силу с первого января этого года, позволяет инвесторам на паях с государством строить и получать в собственность объекты инфраструктуры.

По заявлению Росавтодора, агентство занимается подготовкой условий для вкладчиков при запуске первых проектов. Всего вдоль федеральных трасс планируется построить 257 многофункциональных зон обслуживания водителей и пассажиров, оснащённых стоянками, АЗС, автосервисами, пунктами питания и магазинами.

Тем не менее, реализовать такой план в скорые сроки не получится — необходимо выделить земли, провести коммуникации, согласовать строительство. И, конечно, найти инвесторов. И если относительно центральных и южных регионов такие проекты ещё могут смотреться привлекательно (в том числе и за счёт внутреннего туризма), то в Сибири и на Дальнем Востоке окупить вложения будет непросто. Здесь не обойтись без льгот и дополнительных субсидий. Кроме того, разработка проектов на основе ГЧП потребует особой компетенции от региональных властей.

Что придёт на смену валенкам?

Помимо мер на перспективу, ведётся и реальная работа. Например, создаются многофункциональные центры вдоль трасс. Правда, этот процесс имеет скорее точечный характер и призван ликвидировать самострой: нелегальные кафе, магазины и «аллеи местных промыслов» — все эти стихийные рынки, так знакомые каждому, кто проезжал по федеральным дорогам. Перевести народную торговлю в цивилизованное русло уже смогли вдоль федеральной автодороги М-5 «Урал» рядом с Пензой, где теперь расположился многофункциональный комплекс объектов дорожного сервиса «Золотой Петушок», а в Рязанской области открыли даже комплекс сувенирной торговли керамическими изделиями «Город мастеров», с музеем керамики и фарфора.

Двигатель перемен — внутренний туризм

Однако привлекательные внешне многофункциональные центры не решают насущных проблем водителей. Когда вдоль дорог будут построены так необходимые площадки для отдыха? И что делать водителю, если остановиться на отдых негде? Эти и другие вопросы давайте обсудим вместе с экспертами в Общественной приёмной Навипорта.



Лента новостей