ГБО/ОТОПИТЕЛИ
  Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25


Новости компании

Экспертное обозрение: Новые горизонты навигации. Часть 2

Перейти к списку новостей 


Владимир Климов, исполнительный директор Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум", видит стратегическое развитие навигации на нескольких уровнях самой группировки ГЛОНАСС и ее наземного применения. "Мы сейчас работаем над стратегией навигационной деятельности РФ. Необходимо поддержание орбитальной группировки ГЛОНАСС, развитие наземной инфраструктуры, включая потребительское оборудование, а также приложения к нему. Сейчас развивается технология высокоточной навигации, которая может быть применена практически во всех сферах экономики Российской Федерации. Данная технология позволит предоставлять более качественные услуги для всех групп потребителей, в том числе в тех областях, где ранее это было недоступно – внутри помещения, под водой, в космическом пространстве. Это позволит существенно расширить круг потенциальных потребителей и эффект от применения навигационных технологий".

По словам Василия Шпака, генерального директора АО "НИИМА "Прогресс", в ближайшие 2-5 лет основными драйверами мирового развития навигационной отрасли станут повсеместное использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), развитие беспилотной автомобильной индустрии и робототехники в целом в интересах массового потребителя. При этом эксперт отмечает основную проблему развития навигационного рынка для российских предприятий такую, как недостаток инвестиций в разработку конкурентоспособной российской продукции для продажи на мировом навигационном рынке. 

Необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют сложности с внедрением одной из трендовых технологий v2x (обобщенное название технологий автономного взаимодействия между участниками дорожного движения и дорожной инфраструктурой: v2i – vehicle-to-infrastructure, v2v – vehicle-to-vehicle, v2p – vehicle-to-pedestrian и др). Эксперты отмечают, что пока в России этой теме уделяется недостаточное внимание, а проекты по теме v2x активно не реализуются. Александр Гурко, президент некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС", говорит: "С 2014 года в США реализуются и активно финансируются проекты для отработки технологий автомобиль-автомобиль, автомобиль-инфраструктура, автомобиль-пешеход. Там же к 2019 году планируется все новые автомобили оснащать технологией v2x, что позволит снизить аварийность на автодорогах на 80%. Пилотные проекты запущены в нескольких штатах и городах. Например, в Орландо в проекте участвовало более 2 800 единиц транспорта, больше 100 км дорог оборудовано для отработки технологий, создана нужная инфраструктура. В Европе реализуется пилотный проект Drive c2x с 2011 года. В нем участвуют 90 компаний, совершено более 30 тысяч поездок, пройдено около 2 млн км, задействовано 760 водителей, 260 единиц транспорта. В пилотах участвуют автопроизводители, IT-компании, разработчики бортовых систем, телекоммуникационные операторы. На сегодняшний момент приняты уже сотни стандартов в этой области в Евросоюзе и США. На наш взгляд, необходимо значительно ускорить этот процесс и в России, вовлечь большое количество участников в проекты, которые сейчас реализуются в рамках Автонет, и, возможно, инициировать новые проекты в этой области".

В области разработки потребительских навигационных устройств, как и в предыдущие годы, все движется к мультисистемности. Полномасштабно функционирует российская спутниковая группировка ГЛОНАСС и американская GPS, активно развиваются китайская Beidou и европейская Galileo, активизировалось развитие индийской IRNSS.

Александр Соколов, заместитель директора по развитию НПП "ИТЭЛМА", так характеризует основные тенденции развития навигации: "Основная тенденция на ближайшие  2-5 лет, состоит в том, что навигационные приемники станут мультсистемными – с поддержкой 4-х  спутниковых систем, и более автономными – смогут определять координаты в помещениях, без видимости неба. А также увеличиться их точность, до десятков сантиметров, уменьшатся размеры, сократится потребление энергии. Это позволит встраивать их куда угодно как неотъемлемую часть экосистемы Интернета вещей".

Александр Соколов также отмечает, что сегодняшняя проблема отрасли состоит в том, что отсутствует законодательная база, регулирующая новые направления в отрасли  умное страхование, беспилотный транспорт, "умный город". По его оценке, это серьезно сдерживает развитие отрасли.

Говоря о проблемах законодательной базы, стоит отметить непосредственную зависимость развития отрасли от этого аспекта. По словам Платонова Андрея, заместителя генерального директора навигационного холдинга СпейсТим, развитие навигационных технологий в регионах, например, активно продолжается, но напрямую зависит от окончательного формирования нормативной правовой базы, в том числе от принятия новой редакции ФЗ "О навигационной деятельности". Также от гармонизации региональных навигационно-информационных систем на основе ГЛОНАСС с федеральными проектами – системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС, системой взимания платы с автомобилей массой свыше 12 тонн и проектом Безопасный город (регион).

Кандауров Александр, к.т.н., заместитель генерального директора по научной работе НИИ Прикладной телематики, делает ставку на развитие нормативной правовой базы в отрасли. "Одним из условий обеспечения безопасности и пропускной способности автомобильных дорог является поддержание необходимого уровня технической готовности и безопасности инженерных сооружений, находящихся на территории этих дорог. Бурное развитие технических средств, применение которых возможно в этих целях, в современных условиях обуславливает необходимость создания нормативной и методической базы внедрения технологий и оборудования в рамках автоматизированных процессов мониторинга технико-эксплуатационного состояния инженерных сооружений на автомобильных дорогах. Поэтому разработка серии национальных стандартов и отраслевых дорожных методических документов, посвященных регламентации этих вопросов, является крайне актуальным и важным", – отмечает эксперт.

Для новых российских навигационных проектов рынок также открыт. Один из ярких примеров конкурс навигационных стартапов. Александр Бондаренко, руководитель службы международного развития НП "ГЛОНАСС", комментирует, делая ставку на высокий потенциал молодых команд и их роль в развитии навигационного рынка, что одним из ярких и интересных событий форума были питч-сессии навигационных стартапов:

"Навигационный форум и выставка Навитех ежегодно собирают лидеров рынка навигационных услуг. С удовлетворением можно отметить, что, помимо традиционных телематических решений, представленных на форуме, мы увидели и новые технологии, идеи и решения, представленные молодыми командами в конкурсе инновационных проектов. Большинство представленных технологий и продуктов имеют существенный экспортный потенциал и могут применяться как в России, так и за рубежом. НП "ГЛОНАСС" будет оказывать максимальную поддержку этим компаниям на внутреннем рынке и за его пределами", – отмечает эксперт.

Владимир Пучков, старший проектный менеджер Кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда "Сколково", рассматривая навигационную отрасль, выделил два основных тренда. Первый тренд – это комплексирование навигационных данных, полученных от различных источников: GNSS/RNSS, беспроводных сетей (Wi-Fi, BT, Zigbee), MEMS, магнитных полей. Второй тренд, только начинающий формироваться благодаря развитию таких рынков, как БПЛА, IoT, V2X и массовому  применению технологий 3D лазерного сканирования, это возможность выхода на новый уровень относительного и абсолютного позиционирования с использованием новых данных, получаемых от инфраструктуры: маяков BTLE, базовых станций высокоточной навигации, псевдо-спутников, данных высокоточной 3D картографии. По мнению эксперта в ближайшие 5 лет должно произойти достаточное оснащение инфраструктуры, которое позволит сформироваться единому "полю"  высокоточной навигационной информации, хотя бы на том же уровне качества и охвата, на котором сейчас доступен сигнал сотовой связи.     

При этом Владимир Пучков обращает внимание на такую проблему российского рынка, как большой процент (95-99%) импортных или  локализованных с применением импортных чипсетов навигационных модулей. Развитие рынка такое положение дел конечно не остановит, но экономический и научно-технический эффект от роста внутреннего навигационного рынка будет значительно скромнее", – комментирует Владимир. 

Но при рассмотрении в целом рынка навигационных услуг эксперты отмечают, что главными игроками все равно будут оставаться именно российские компании. Алексей Смятских, генеральный директор навигационного холдинга СпейсТим говорит: "Риск того, что зарубежные компании займут существенную долю российского рынка, я оцениваю как невысокий. Все более-менее серьезные заказчики – а это средние и крупные российские компании – хотят видеть не просто навигационное оборудование, а систему, которая отвечает их бизнес-требованиям и решает их бизнес-задачи. Поэтому предлагать просто оборудование – бессмысленно. Нужно предлагать систему, которая работает с учетом российской специфики в целом и специфики отдельных отраслей и предприятий, в частности. Российские компании, как раз, и отличаются тем, что предлагают заказчику комплексные системы – не только оборудование, но и программный продукт, адаптированный под российские условия. Преимущество иностранных компаний может быть  только в ценовом предложении. Если это крупная копания, которая производит сотни тысяч единиц оборудования и продает их по всему миру, очевидно, что она может иметь преимущество перед российскими компаниями: российский навигационный рынок небольшой и сейчас раздроблен между несколькими десятками участников, каждый из которых производит по несколько десятков тысяч единиц оборудования. Преимущество иностранцев – в эффекте масштаба".



Лента новостей