ГБО/ОТОПИТЕЛИ
  Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25


Новости компании

Что нужно знать о системе «Платон»? Часть 1

Перейти к списку новостей 


Конституционный суд рассмотрел запрос депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». Депутаты утверждали, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства и это противоречит 57-й статье Конституции.

«Платон» — российская система взимания платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Название системы является сокращением от выражения «плати за тонну». Предполагается, что деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, который грузовики наносят дорожному покрытию.

Управление системой обеспечивает компания-концессионер: она собирает с владельцев грузовиков плату за проезд, направляет ее в бюджет РФ, а взамен получает от государства средства для компенсации понесенных на запуск и эксплуатацию системы расходов.

Распоряжением правительства от 29 августа 2014 года концессионером стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). 50% РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, 50% — «РТ-Инвест», инвестиционной компании госкорпорации «Ростех». Система была запущена 15 ноября 2015 года. За первые четыре месяца работы «Платон» собрал в российский дорожный фонд около 4,8 млрд руб., а в системе было зарегистрировано 665 тыс. транспортных средств, принадлежащих 225 тыс. владельцев.

На первом этапе работы над системой (2013–2014 годы) Росавтодор планировал провести конкурс и даже начал сбор заявок — в 2014 году среди участников были, например, французская компания Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens и словацкая SkyToll. Как поясняли представители Росавтодора, от конкурса было решено отказаться в связи со «сменой геополитической обстановки» и «соображениями национальной безопасности».

В апреле 2016 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск блогера Алексея Навального и предпринимателя Ивана Жданова к компании РТИТС. Истцы утверждали, что принятие концессионного соглашения между Росавтодором и РТИТС без проведения необходимых конкурсных процедур было незаконным. По мнению ответчиков, чью сторону принял суд, соглашение было подписано на основании специального распоряжения правительства России, предоставляющего право определения концессионера без конкурса.

Во сколько обходится «Платон» дальнобойщикам

Действующий тариф — 1,53 руб. за километр. Ранее планировалось, что он вырастет до 3,06 руб./км уже с 1 марта, однако в феврале правительство продлило действие текущего тарифа. Кроме того, было продлено действие льготного периода до 30 июня 2017 года: до этой даты тарифы не будут индексироваться в соответствии с инфляцией.

За первое нарушение порядка оплаты нужно заплатить 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб. Штраф накладывается на собственников транспортных средств, за исключением тех случаев, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику: в таком случае штраф оплачивает водитель. Изначально штрафы составляли от 5 тыс. до 1 млн руб., однако были пересмотрены Госдумой в связи с массовыми протестами дальнобойщиков.

Водители могут вносить плату в систему двумя способами: через покупку маршрутной карты или использование специального бортового устройства. В первом случае водитель заранее определяет и оплачивает маршрут своей поездки. При использовании бортового устройства пройденное грузовиком расстояние определяется с помощью навигационных систем GPS/ГЛОНАСС, а средства списываются со счета владельца автоматически.

Кто получает деньги от «Платона»

Концессионное соглашение Росавтодора с РТИТС было заключено на 13 лет. Согласно договору, государство выплачивает РТИТС фиксированную сумму в 10,6 млрд руб. в год за эксплуатацию системы. Предполагается, что эти деньги будут составлять лишь часть от собранных «Платоном» средств и не станут нагрузкой для государственного бюджета.

По утверждению генерального директора РТИТС Александра Советникова, в разработку системы было вложено более 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб.— кредит Газпромбанка, а остальное — собственные средства акционеров. Перед запуском системы планировалось, что «Платон» позволит пополнить дорожные фонды на 50–60 млрд руб. в год. Однако снижение первоначально установленных тарифов (с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр) значительно снижает потенциальные доходы от системы.

Кроме того, в феврале Минтранс и Минфин предложили законопроект, разрешающий засчитывать плату, внесенную в систему «Платон», в счет транспортного налога, что также может снизить совокупное количество средств, получаемых бюджетом (напомним, что региональные дорожные фонды формируются в том числе за счет транспортного налога).

Протесты против «Платона»

Введение системы «Платон» вызвало массовое недовольство и протесты дальнобойщиков. Первые протесты начались еще до старта системы, 11 ноября 2015 года, и активно продолжались в течение ноября и декабря. Недовольство вызывали как высокие тарифы и штрафы, так и тот факт, что деньги собирает частная компания, а не государство.

Дальнобойщики выезжали на дороги, намеренно тормозя поток машин. В Перми протестующие сформировали колонну из 90 машин и ехали со скоростью 40 км/ч, образовав шестикилометровую пробку. В Екатеринбурге около 200 дальнобойщиков собрали пробку длиной 8–10 км на кольцевой автодороге. Водители грузовиков из Петербурга, в свою очередь, спровоцировали пробку на Московском шоссе и Кольцевой автодороге, двигаясь со скоростью 5–10 км/ч. Забастовка в Тверской области закончилась трагедией: 19 ноября в толпу протестующих вдоль трассы М10 въехал тягач с прицепом, один человек погиб, а три были госпитализированы.

Одна из самых крупных акций протеста прошла в Дагестане: сами протестующие заявляли об участии более 17 тыс. человек, а местные СМИ сообщали о том, что грузовики растянулись вдоль трасс на 57 км. В ноябре дальнобойщики угрожали пойти маршем на Москву — помимо дагестанских водителей в акции приняли участие активисты из 16 регионов. 4 декабря протестующие частично перекрыли МКАД, оставив для движения легковых автомобилей лишь одну полосу. После этого дальнобойщики организовали протестный лагерь на парковке торгового центра «Мега-Химки», где в январе 2016 года находилось до 40 дальнобойщиков на своих автомобилях.

Протесты позволили дальнобойщикам добиться некоторых послаблений: в ноябре Минтранс согласился снизить тариф с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр, а также временно освободил водителей от уплаты штрафов. В декабре 2015 года Владимир Путин заявил, что система «Платон» не будет ликвидирована, однако призвал освободить грузовики от транспортного налога.

В апреле 2016 года дальнобойщики провели еще одну акцию протеста: на площади Яузские Ворота в Москве прошел митинг, поддержанный КПРФ. По данным организаторов, в нем приняло участие около 250 человек.

 



Лента новостей