ГБО/ОТОПИТЕЛИ
  Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25


Новости компании

В ближайших планах законодателя серьезное ужесточение мер контроля безопасности грузопассажирских перевозок

Перейти к списку новостей 


Уже ни для кого не является секретом, что отрасль грузопассажирских перевозок ждут большие изменения. И в первую очередь перевозчикам нужно быть готовым к усилению мер обеспечения безопасности. О каких именно мерах идет речь, рассмотрим ниже.

Возврат к лицензированию перевозок.

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, именно тот факт, что в 2005 году Минтрансом было разрешено исключить из лицензируемых видов деятельности перевозку грузов, а в 2011 году – пассажиров, повлиял на крайне высокие показатели смертности населения в результате ДТП на грузопассажирском транспорте в настоящий момент. Так, по данным экспертного центра «Движение без опасности» за 2015 год рост аварий с участием пассажирского транспорта составил 8,1%, а рост количества погибших - 20,9%. И это вопреки снижению объема автоперевозок на фоне общего экономического спада.

Из-того, что для поддержки малого бизнеса многие административные процессы были упрощены, произошло снижение уровня ответственности перевозчиков в части обеспечения безопасности дорожного движения. Таким образом, законодатель вынужден вернуться к возвращению лицензирования, что и предполагает уже внесенный на рассмотрение и опубликованный на сайте regulation.gov.ru Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)», который вводит лицензирование для всех видов автоперевозок транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Перевозки, осуществляемые «для собственных нужд» и «по заказу», также подлежат лицензированию в данном законопроекте. Наказание для нарушителей будет весомым - Проект Федерального закона предусматривает Административную ответственность в виде штрафа размером 20 000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 100 000 рублей - для юридических лиц.

Запрет регистрации грузового и пассажирского транспорта на физических лиц.

Большегрузный транспорт, принадлежащий физическим лицам, является одной из самых крупных проблем отрасли обеспечения безопасности автоперевозок. Статистика говорит сама за себя: более 70% ДТП с участием грузового транспорта – это автомобили, зарегистрированные на физических лиц. По словам заместителя министра внутренних дел РФ Дмитрия Миронова сейчас прорабатывается закон о запрете регистрации автобусов и грузовиков на физических лиц. Причин тому несколько: во-первых, у частных лиц абсолютно «развязаны руки» в плане ответственности за обеспечение безопасности дорожного движения. Они не обязаны проходить предрейсовый технический осмотр автомобиля, обязательный предрейсовый осмотр водителя, их автомобили не подлежат оснащению тахографами, а значит, ни о каком соблюдении режимов труда и отдыха водителем не может быть и речи. Во-вторых, подавляющее количество таких перевозок на самом деле являются коммерческими. Таким образом юридические лица избегают социальной ответственности и расходов, связанных с обеспечением безопасности перевозок. Кроме опасности для дорожного движения такие перевозки создают неравные условия для ведения предпринимательской деятельности во всей отрасли.

Единые требования, предъявляемые к обеспечению безопасности перевозок, для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Данная мера является альтернативой запрету регистрации грузовиков и автобусов на физлиц. В настоящее время на сайте regulation.gov.ru опубликованы два законопроекта, обязывающие водителей-физлиц соблюдать нормы времени непрерывного управления транспортным средством и перерывов в этом управлении, обеспечивать соответствие технического состояния ТС требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и техническом регулировании, а также оснащать свои автомобили тахографами: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» и Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)». Данные Проекты Федеральных законов направлены на снижение смертности населения в ДТП, произошедших по вине усталости водителей.
Важно отметить, что предусмотренная законопроектами административная ответственность для нарушителей немаленькая. Так, за управление грузопассажирским транспортным средством без тахографа или с неработающим/установленным с нарушениями/заблокированным с водителя-физлица будет взиматься штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а за нарушение норм времени непрерывного управления и перерывов в этом управлении – от 3 000 до 5 000 рублей.

Само собой, многим перевозчикам такие изменения сильно не понравятся, и, если говорить открыто – не каждое физлицо может обеспечить надлежащий уровень качества перевозок и нести затраты, связанные с обеспечением транспортной безопасности. Велика вероятность того, что многие перевозчики снова заговорят об «административных барьерах для бизнеса» и то, что законодатель ставит само существование их бизнеса под угрозу. Однако нельзя забывать о том, что речь идет о человеческих жизнях, которые нельзя измерить в финансовом эквиваленте. По вине автобусов, находящихся в собственности физических лиц, в 2015 году произошло 2112 ДТП, в которых погибло 157 человек и 3378 пострадало!

Как отмечает эксперт Ассоциации «Рустахоконтроль» Мирошин Геннадий Святославович, подмена понятий «административные барьеры для бизнеса» и «ответственность» приводит к плачевным последствиям как для бизнеса, так и для населения: «Надеяться на сознательность и социальную ответственность бизнеса перед обществом, естественно, надо, но при этом нельзя попустительствовать бессовестным предпринимателям, которые в погоне за прибылью игнорируют обязательные нормы обеспечения безопасности. Поэтому нельзя снимать с них ответственность и ослаблять контроль со стороны государства».
По словам эксперта, существующую законодательную базу необходимо менять в сторону усиления контроля обеспечения безопасности грузопассажирских перевозок, только таким образом возможно снизить число человеческих жертв и призвать халатных перевозчиков к ответственности: «Законодатель обязан в первую очередь учитывать интересы граждан и добросовестных участников рынка, а не входить в положение нарушителя, оценивая его возможности по выплате штрафа. Наказание должно быть таким, чтобы даже мысли нарушать законодательные требования не возникало! На практике же часто законодатель встает на сторону нарушителя и устанавливает размер штрафа исходя из возможности его оплатить». Мирошин Геннадий Святославович также отмечает, что если в интересах гражданского общества необходимо поставить в равные условия юридических и физических лиц, занимающихся автоперевозками, по причине одинаковой опасности их эксплуатируемого транспорта, то нужно делать это незамедлительно, а не рассуждать: пострадают ли от этих мер потенциальные нарушители? Не будет ли для них слишком обременительно заплатить штраф?

Конечно, рассматриваемые в настоящий момент законопроекты окажут влияние на рынок автоперевозок. Но ни в коем случае нельзя забывать, что основная их цель – обеспечить безопасность всех участников дорожного движения и снизить количество человеческих жертв.



Лента новостей