ГБО/ОТОПИТЕЛИ
  Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25


Новости компании

"Система запущена, а толку мало". Почему протесты дальнобойщиков привели к повышению цен на топливо?

Перейти к списку новостей 


Почему протесты дальнобойщиков привели к повышению цен на топливо? Отвечает председатель комитета по транспорту московского отделения «ОПОРЫ России».

С многострадальным "Платоном" очередные приключения — правительство передумало повышать на него тариф с 1 марта, зато с 1 апреля ожидается увеличение цен на топливо. Как взаимосвязано одно с другим и каковы перспективы для водителей и дорог?

Протесты дальнобойщиков сработали. С 1 марта тарифы на "Платон" не повысили, а ведь планировали. Кабинет министров заморозил на год с лишним индексацию тарифа на размер инфляции, а перевозчикам предоставили возможность компенсировать свои затраты на "Платон", уменьшив на эту сумму транспортный налог с 1 апреля. В итоге: из запланированных к получению 40 млрд бюджет не досчитается 24,8 млрд рублей. А ведь еще надо расплатиться с компанией-концессионером "Платона" — 10,6 млрд рублей.

Не трудно догадаться, что оставшиеся дорожным фондам деньги вряд ли позволят осуществить задуманные проекты. Значит, государство будет изыскивать недостающее из другого источника. Из какого? Разобраться в ситуации "Огонек" попытался, обратившись к осведомленному эксперту — председателю комитета по транспорту московского отделения "ОПОРЫ России" Игорю Ребельскому.

— В последних числах февраля правительство передумало повышать плату для грузовиков массой 12 тонн, которая взимается с помощью системы "Платон". На ваш взгляд, почему?

 — Думаю, что прежде всего сыграл свою роль социальный протест. Столь яркая негативная реакция на запуск самого "Платона" и на предстоящее повышение тарифа объяснима и понятна: на дворе кризис, нагрузка на бизнес  только возрастает, вот люди и потеряли терпение...

— А кому вообще страна обязана системой "Платон"?

— Подобные платежи — с большегрузов — не российское ноу-хау. Идея ввести их в России зародилась еще в 2010-2011 годах, но по разным причинам ее создание и введение откладывалось. За рубежом аналоги "Платона" работают и работают исправно, так что, глядя на их опыт, и российские власти решили, что и нам пора обзавестись своей системой. Мотив был очевиден: нужны средства на ремонт, строительство и реконструкцию дорог и дорожных сооружений. Беда в том, что выбрали плохой момент для введения новой системы. Кризис — не лучшее для того время. Правительству явно следовало бы подождать год-другой. Но они не удержались... Что ж, зато сейчас пытаются исправить ситуацию: со следующего квартала грузоперевозчики смогут вычитать из суммы транспортного налога средства, потраченные на платежи в "Платон". Выходит, некая компенсация за введение нового побора есть. С другой стороны, государство с 1 апреля повышает акцизы на топливо и, по всем оценкам, цена на топливо вырастет (в среднем — на 6-7 процентов). Получается, одна рука дает, другая отбирает.

— Руки разные, но и карманы тоже — деньги ведь при этом возьмут не с грузовиков, а со всех автовладельцев?

— Получается, что со всех. Ведь топливо покупают не только для грузовиков, но и для легковых автомобилей. Надо иметь в виду: официальный прогноз роста цены на топливо это, как говорится, в среднем по больнице. На деле же его стоимость может подпрыгнуть и выше этой отметки. Уже в прошлом году из-за налогового маневра цены на топливо выросли в среднем на 10 процентов. Вообще дорожная арифметика — занятная вещь.

— Хорошо, давайте про арифметику. Что дает казне "Платон"?

— Если взять калькулятор и подсчитать, выходит, что накануне запуска системы от работы "Платона" первоначально ждали прибавления в дорожные фонды порядка 50-60 млрд рублей. Но когда тариф снизили, изменился и расчет на доходы. В начале декабря 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович называл 40 млрд рублей в качестве планов по сбору средств от работы "Платона" в нынешнем 2016-м. Цифра была рассчитана исходя из тарифа свыше 3 рублей за километр. То есть учитывалось намеченное на 1 марта повышение тарифа. Сейчас, когда увеличение тарифа отложено в долгий ящик — до ноября, если верить тому же Дворковичу, с имеющимся тарифом 1,53 рубля за километр дорожные фонды потеряют порядка 16-17 млрд рублей. Несложный арифметический подсчет — и мы получаем сумму дохода "всего" свыше 20 млрд рублей. Но от нее следует отнять тот самый налоговый вычет, о котором шла речь выше, а это порядка восьми с лишним миллиардов рублей, которые могли бы прийти дополнительно, но их дорожные фонды не увидят. При этом работа самого "Платона" обходится бюджету в 10,6 млрд рублей. Выходит, что дорожный фонд останется с доходом куда как меньше 10 млрд рублей от внедрения новой системы. Это не те деньги, о которых мечталось. Можно сказать, что "Платон" вообще не приносит сегодня тех миллиардов, которые необходимы для ремонта и строительства дорог. Получается, что система запущена, а толку мало.

— Получается другое: по сути, в кризис создали гарантированную бюджетом кормушку для операторов системы, которая поступлениями в казну от ее работы не окупается. Так, может, упразднить "Платон"?

— Что сделали, то сделали. Дальше надо смотреть, как это будет сказываться на бизнесе, а власти быть в тесном контакте с бизнес-сообществом, чтобы своевременно регулировать возникающие проблемы, такие, например, как увеличение цен: "Платон" может из-за удорожания итоговой стоимости перевозимых грузов способствовать росту инфляции на 1,5 процента. Нужно искать компромиссы в текущей ситуации. Если мы берем грузовой транспорт, то большая часть владельцев — индивидуальные предприниматели (80 процентов — ИП и малый бизнес). Этот локомотив экономики надо поддерживать, чтобы его ускорение приводило к росту экономики в целом.

— Ходили слухи, что власть хочет запретить регистрацию автобусов и грузовиков на физлиц. Что-то не похоже на разгон "локомотива"...

— Пока эти разговоры затихли. Мера, что и говорить, жесткая, нужно взвесить все за и против, и последствия таких решений могут быть непредсказуемы. Я понимаю, что власть хотела сократить число аварий и лучше контролировать сегмент, но получится ли? Не окажутся ли последствия таких ограничений более затратными, чем от "плохого" контроля в этой сфере сегодня?

— Выходит, что мы обречены на выбор между плохим и очень плохим...

— Вряд ли правительство России откажется от "Платона". Идея соответствует и западу, и целесообразна, но при соблюдении ряда условий. Через пару-тройку лет можно и вернуться к разговору о повышении тарифов в системе "Платон". Если к тому времени, конечно, экономическая ситуация в стране наладится. Но одновременно нужно бы провести проверку всех приходящихся на владельцев грузовиков платежей, и сделать так, чтобы такого рода нагрузка на них была бы посильной, а поборы не дублировали друг друга. Это с одной стороны. С другой — формат работы с оператором "Платона" также стоило бы пересмотреть.



Лента новостей