Отдел продаж
+7 (3452) 65-25-25
Заказать звонок


Глонасс.
Программное обеспечение.
Скаут 3.5

СКАУТ-Эксплорер 3.5  СКАУТ-Онлайн 3.5  СКАУТ-Сервер 3.5 

СКАУТ Эксплорер 3.5

Запуск программы  Панель инструментов  Датчики  Работа с картой  Построение маршрута  Мастер отчетов 

Программа СКАУТ-Эксплорер является рабочей программой диспетчера (оператора) программно-аппаратного комплекса «Система СКАУТ». Система Спутникового Контроля Автотранспорта и Учета Топлива (СКАУТ) предназначена для упрощения работы диспетчеров транспортных предприятий, сокращения расходов на содержание транспорта и повышения эффективности работы предприятий.
Программа СКАУТ-Эксплорер позволяет
  • Отображать на электронной карте в режиме реального времени положение транспортных средств, контролировать мгновенную скорость и состояние подключенных датчиков (on-line мониторинг);
  • Отображать маршруты контролируемых объектов за любой период времени;
  • Строить наглядные групповые и индивидуальные отчеты о движении ТС, стоянках, скоростных режимах и т.д.;
  • Контролировать расход топлива, загруженность, положение механизмов (для спецтехники) и показания других датчиков;
  • Сохранять всю информацию в локальной базе данных, позволяющей диспетчеру не иметь постоянное подключение к интернету при работе с полученными ранее данными;
  • Организовать несколько рабочих мест диспетчеров с разным местонахождением и индивидуальными правами доступа;
  • Экспортировать отчеты во внешние программы.

Запуск программы, главное окно СКАУТ-Эксплорер 3.5

При запуске программы отображается процесс загрузки компонентов, а также версия программы. После запуска происходит однократное анкетирование рабочего места: диспетчеру предлагается заполнить информацию о себе и отправить её в ГК СКАУТ.

После этого открывается главное окно программы СКАУТ-Эксплорер. В нем отображается электронная карта. Непосредственно на самой карте отображаются текущее положение объектов мониторинга, построенные маршруты, геозоны, значки событий и другая информация.

Основные элементы интерфейса программы, на которые следует обратить внимание:
1 – Главная панель инструментов.
2 – Панель инструментов для работы с картой.

Кроме того, в зависимости от активных программных инструментов, на главном окне программы могут быть доступны различные вложенные окна, такие как: Отчеты, Текущие данные, Мастер построения треков, Проигрыватель треков, Редактор геозон и другие. Вложенные окна можно прикреплять к любой стороне главного окна, включать и выключать режим постоянного отображения, закрывать и т.д.

Для удобного расположения различных окон можно воспользоваться контекстным меню, доступном в верхнем правом углу этих окон или с помощью Перетаскивания этих окон. Окно карты закрыть нельзя.

Панель инструментов

Текущие данные  Мониторинг зон  Инструменты для работы с картой 

Для работы с основным функционалом программы служит Панель инструментов.
В ней содержатся следующие инструменты:

Треки - позволяют оценить движение транспортного средства за любой промежуток
Отчеты - дают возможность получить отчеты по работе техники
Учет пробега - инструмент для автоматического напоминания о необходимости технического обслуживания при достижении пробегом определенного значения
Настройки - открывает окно настроек программы
Текущие данные - показывает/скрывает таблицу текущих данных
Мониторинг зон - показывает/скрывает модуль мониторинга зон
Контроль путевых листов - показывает/скрывает модуль путевых листов
Тревожные сообщения - показывает/скрывает окно с тревожными сообщениями и историей тревожных сообщений
Правила и уведомления - показывает/скрывает окно настроек правил срабатывания тревожных сообщений
На весь экран - разворачивает окно программы на весь экран
О программе... - открывает информационное окно о программе

Текущие данные в СКАУТ-Эксплорер 3.5
Панель текущих данных представляет собой таблицу со списком объектов мониторинга и указанием последней полученной информации о состоянии ТС: дата и время, скорость, состояние датчиков.

Цвет строчки может принимать одно из трех значений в зависимости от актуальности данных (отставание оценивается по локальному времени на компьютере). По умолчанию используется следующая настройка цветов: зеленый, при отставании менее чем на 10 минут, желтый при отставании от 10 минут до часа и красный, при отставании более чем на час. Настройки цветов и временных интервалов можно изменить на другие в настройках – Вид.

Внизу панели Текущих данных указаны группы транспортных средств. После выбора группы, на карте отображаются только транспортные средства из этой группы. Если нажать на значок "Увеличение(Лупа)", то карта будет масштабирована таким образом, что бы на ней отображались все ТС из выбранной группы. Распределение ТС по группам осуществляется в настройках, в справочнике объектов.

При большом количестве ТС удобно использовать «поиск объектов», вводя в соответствующем поле первые символы Гос.номера. По двойному клику на любой строчке таблицы Текущих Данных карта будет смещена таким образом, что бы выбранное ТС оказалось бы в центре карты.

По одному из ТС можно включить режим слежения, нажав кнопку "Режим слежения". В этом режиме, при поступлении новых данных о выбранном ТС, карта будет автоматически смещаться таким образом, чтобы выбранное ТС оказалось бы в центре карты.

Особо отметим, что режим слежения можно применить только лишь к одному транспортному средству и он действует даже когда выбранная машина в данный момент не отображается на карте. Это может приводить к тому, что карта самостоятельно передвигается, не зависимо от вашего желания. Поэтому с особенной внимательностью относитесь к включению этого режима. Также существует возможность открыть новое окно для слежения за транспортным средством "Включить режим слежения в новом окне". Это позволяет удобным образом организовывать рабочее пространство диспетчера и осуществлять мониторинг техники в режиме on-line.

Отметим, что окна слежения легко перемещается, для этого достаточно подцепить их за заголовок и перетащить в нужное место. Для использования доступно 25 отдельных окон слежения.

Состав отображаемых столбцов таблицы Текущих данных можно настраивать, причем для каждой группы индивидуально. Для этого необходимо кликнуть правой кнопкой мыши на шапке таблицы, и выбрать в открывшемся меню Настройка столбцов. Откроется соответствующее окно, где следует выбрать необходимые для данной группы ТС столбцы.

Существует контекстное меню, доступное после клика правой кнопкой на любой строчке панели Текущих данных:

По выбранному ТС из контекстного меню можно выполнять различные действия: включить или выключить режим слежения, построить трек за текущие сутки, обновить информацию с сервера только по выбранному ТС, запросить местоположение объекта (для терминалов SkyWave).

Один из возможных столбцов называется Комментарии. В нем отображаются комментарии по ТС, которыми могут обмениваться различные диспетчеры с разных АРМов, имеющие соответствующие права доступа на сервере.

При необходимости, с помощью контекстного меню можно загрузить с сервера «лог комментариев», в котором будет отображаться история создания комментариев по выбранному ТС с указанием автора и времени сохранения комментария на сервере.

Для того чтобы СКАУТ-Эксплорер корректно отображал адрес местоположения транспортного средства, ему необходимы адресные базы. В предустановленную поставку входит адресная база городов России. При использовании только этой адресной базы будет отображаться город, в котором находится транспортное средство, но не более.

Если необходима более подробная информация, отображающая сведения о названии улицы и номере дома, то требуется дополнительно загрузить с сайта компании СКАУТ (www.scout‑gps.ru) адресные базы конкретного города.

После того, как вы сохраните архив, его содержимое требуется извлечь в папку AddressDb по адресу установки СКАУТ-Эксплорера (по умолчанию в 64 разрядной системе: С:\Program Files (x86)\Promasu\ScoutExplorer\AddressDb\). Далее через интерфейс программы в меню Настройки>>Карты подключить адресную базу.

Для этого поставить галочки в полях Искать адрес после репликации и Использовать встроенный геокодинг, и, нажав на кнопку Настройка адресных баз, через интерфейс добавить базу.

Модуль мониторинга зон
Модуль Мониторига зон позволяет диспетчеру СКАУТ-Эксплорер в режиме реального времени получать информацию о посещении транспортными средствами интересующих геозон. Модуль достаточно прост в настройке, что позволяет без лишних усилий получить требуемую информацию.

Работа модуля происходит в отдельной области, которую, как и прочие части программы, можно настроить по своему вкусу, перенеся её в удобное место. При перемещении окна за заголовок, на экран будет выводиться дополнительная разметка, которая позволит прикрепить его как к краям конкретной области, так и к краю окна программы. В качестве предварительной настройки модуль требует наличия контролируемых геозон. Для иллюстрации работы модуля добавим две зоны.

Узнать подробнее о работе с редактором геозон вы можете в соответствующем разделе.

 

После того, как геозоны определены и настроены, откроем окно модуля, нажав на кнопку в Главной панели инструментов. В нижней части экрана откроется окно модуля.

При первом запуске модуль не содержит никакой информации. Для наблюдения за посещением зон, требуется в Настройках модуля указать геозоны, которые представляют интерес, и выбрать отслеживаемые транспортные средства.

Если требуется, чтобы модуль автоматически обновлял показания при получении новых данных с сервера, то необходимо установить флажок Обновлять автоматически.
Параметр минимальное время посещения задает пороговое значение времени: при нахождении транспортного средства в отслеживаемых зонах меньше, чем этот параметр, посещение зоны не будет засчитываться.

Флажок обрабатывать данные с начала суток позволяет показывать статистику посещений зон начиная с полуночи текущего дня. Если флажок не установлен, то будут обработаны данные лишь за последние несколько часов. Точный промежуток анализа задает параметр Обрабатывать данные за … часов.
После того, как настройки будут закрыты, в окне модуля появятся настроенные части.

Окно модуля имеет три вкладки: Все зоны, По посещениям и По объектам. Эти вкладки регулируют какая именно информация отображается в модуле. Все зоны – отобразит все зоны и при выборе в правой части экрана конкретной зоны - статистику по посещению этой зоны транспортными средствами.

По посещениями – сгруппирует зоны на посещенные и непосещенные. Пока транспорт находится в зоне и не покинет её, зона считается непосещенной.

По объектам – группирует информацию по транспортным средствам, при его выборе будет выводить статистику посещения разных зон этим объектом.

После того, как транспортное средство покидает зону, оно переходит в поле Транспорт, посетивший зону или Геозоны, посещенные объектом в зависимости от того какой раздел открыт (иначе говоря, какая группировка применена).

Если выбрать зону, через которую не проходило ни одно из транспортных средств, то подробная информация будет незаполненной.

При въезде в следующую зону, информация также фиксируется.

Зона покинутая транспортным средством переходит в раздел Посещенные зоны.

Для того, чтобы принудительно пересчитать значения и обновить состояние полей модуля, можно воспользоваться кнопкой "Обновить", которая находится на панели инструментов модуля.

Инструменты для работы с картой
Над вкладкой карты всегда располагается панель инструментов для работы с картой:
- инструмент масштабирования карты
- выбор типа карты
- инструмент измерения расстояния и площади
- редактор геозон
- мастер прокладки маршрута по графу дорог
- создание снимка карты
- редактор маршрутов
- маршруты On-line

Датчики

Аналоговые датчики  Дискретные датчики  Логические датчики  Работа с профилями ТС 

Аналоговые датчики
Аналоговые датчики могут принимать различные значения до 1024 значений для МТ-500 Series или до 32567 для МТ-600. Пользователь может для каждого аналогового входа определить индивидуальное название и указать единицы измерения. Это название будет использоваться при настройке некоторых логических датчиков, в проигрывателе треков, в отчете Сообщения от объекта и Показания аналоговых датчиков. Значение Фильтра позволяет определить степень сглаживания графика значений аналогового датчика в отчете Показания аналоговых датчиков.

Калибровка аналоговых входов позволяет задать нелинейную в общем случае зависимость показаний аналогового датчика от измеренного бортовым контроллером значения на соответствующем входе (напряжение, частота, температура и т.д.).

Рассмотрим процесс калибровки на примере датчика уровня топлива (далее ДУТ), подключенного к одному из аналоговых входов бортового контроллера.
Калибровка ДУТа осуществляется после того, как произведена тарировка топливного бака, необходимая для установки соответствия уровня сигнала, выдаваемого ДУТ, и объема топлива в конкретном топливном баке.

Тарировка топливного бака представляет собой заправку топлива в бак – от пустого до полного, с определенным шагом заправки, и фиксацию показаний изделия в тарировочной таблице.
Шаг заправки выбирается самостоятельно, в зависимости от формы топливного бака – чем сложнее форма, тем меньше шаг заправки «n». Шаг заправки при необходимости можно изменять в процессе тарировки. На участках, где заметно меняется площадь сечения бака рекомендуется использовать меньший шаг заправки (как правило, в начале и в конце тарировки).

Для прямоугольного бака минимальное количество проливов (точек тарировки) составляет 6-7 штук. Соответственно шаг будет зависеть от объема бака и может составлять от 10 до 50 литров для грузовой техники. Для бака сложной формы количество точек тарировки рекомендуется делать 20 и более. Порядок тарировки:
1. Опустошить топливный бак.
2. Подключить терминал к компьютеру с помощью Конфигуратора и наблюдать показания ДУТ в ПО «Конфигуратор», либо использовать ПО СКАУТ-Эксплорер с подключением к Серверу для контроля измеряемых показаний в режиме реального времени.
3. Заправку производить мерной емкостью или под контролем расходомера жидкости (счетчик на АЗС) с заданным шагом.

Заполнить таблицу следующим образом:
В столбце Литры указать количество литров соответствующее объему заправки. В столбце Показания датчика записать значение соответствующее объему заправки.
Внимание! Фиксацию показаний датчика производить только после стабилизации уровня топлива и фиксации данного уровня терминалом (создание записи телеметрии), не быстрее чем через 5 минут после окончания очередного шага.
Получившуюся тарировочную таблицу необходимо записать в профиль датчика данного ТС в ПО СКАУТ-Эксплорер:

Дискретные датчики
Дискретные датчики, в отличие от аналоговых, имеют только 2 состояния – включен и выключен. Они могут использоваться для индикации состояния, например, работы зажигания транспортного средства.

Для каждого дискретного датчика можно индивидуально указать название как самого датчика, так и активного и пассивного состояния. Эти названия будут использоваться при настройке некоторых логических датчиков, в проигрывателе треков, в отчете Сообщения от объекта и Показания дискретных датчиков, а также в панели Текущие данные.

Опция Лог отвечает за ведение журнала изменения состояния датчика. Все изменения возможно посмотреть в окне Тревожные сообщения во вкладке Журнал.

Опция Диалог позволяет при соответствующем изменении состояния дискретного датчика вызывать тревожное сообщение со звуковой сигнализацией об этом событии (например, для информирования о нажатии водителем тревожной кнопки). Для того, чтобы настроить при каком именно изменении состояния выводить окно существуют опции На вкл. и На откл.

Логические датчики
Логические датчики предназначены для построения различных отчетов, и служат промежуточным звеном между отчетом и реальным аналоговым или дискретным датчиком. Логические датчики могут принимать несколько значений, в зависимости от состояния некоторых аналоговых и дискретных датчиков. Кроме того, логические датчики позволяют строить групповые отчеты по работе доп. оборудования, даже если у разных автомобилей использовалась разная схема подключения физических датчиков к различным входам терминала. В настоящий момент Система СКАУТ позволяет создавать различные типы логических датчиков

Для каждого вида логического датчика определен свой интерфейс и набор дискретных и аналоговых датчиков, от которых будет зависеть состояние логического датчика. Кроме того, некоторые датчики содержат дополнительные параметры, от которых будет зависеть результаты специализированных отчетов.

Ниже приведена таблица, в которой указано соответствие логических датчиков, отчетов и параметров определяемых по датчику:

Логический датчик Отчеты Определяемый параметр
Датчик вращения бочки Разгрузки АБС Время вращения бочки АБС в различных направлениях
Датчик вскрытия терминала Вскрытия терминала Количество и дата вскрытия крышки терминала
Датчик работы двигателя Работа спецтехники + все отчеты, где определяется холостой ход и моточасы двигателя Моточасы, время работы под нагрузкой, время холостого хода. Кроме того, датчик работы двигателя может быть задействован для фильтрации стоянок (в настройках - фильтрация)
Датчик уровня топлива Заправки и сливы топлива», «заправки и сливы групповой Время, объем и место заправок и сливов
Датчик расхода топлива Расход по ДРТ Расход по ДРТ, а также иногда моточасы и врея работы на ХХ и под нагрузкой
Дополнительный потребитель топлива Все отчеты, где указывается расчетный расход Расчетный расход топлива (по нормам)
Датчик разгрузки самосвала Разгрузки самосвалов Время и место, а также количество разгрузок
Датчик пассажира Пассажиропоток Количество перевезенных пассажиров
Датчик температуры Температурные режимы Температура, а также используется в уведомлениях для правил типа «контроль датчиков»
Датчик оборотов двигателя Обороты двигателя Обороты двигателя
Датчик дорожной уборочной техники Работы по содержании дорог Время работы навесного оборудования различных типов
Датчик уборочной сельхоз техники Работа комбайнов Время работы комбайнов на разных режимах
Датчик уровня топлива в емкости Топливные емкости Время, объем и место заправок и сливов

Настройки логического датчика уровня топлива в емкости. Для корректной работы отчета «Топливные емкости» требуется включить логический датчик уровня топлива в емкости. Кроме того, для корректной работы отчета может потребоваться внесение изменений в параметры алгоритма отчета.
Алгоритм определения заправок и сливов топливной емкости, как и обычный топливный алгоритм, осуществляет свою работу в три этапа:

1. Определение фактов резкого изменения уровня топлива (поиск «кандидатов» - предполагаемых заправок и сливов).
2. Отбор по определенным критериям из этого списка «кандидатов» наиболее правдоподобных заправок и сливов (отбор кандидатов).
3. Точное определение времени и места заправок и сливов, а также уровня топлива до и после заправки.

Для успешной настройки алгоритма для каждого конкретного логического датчика, необходимо иметь определённую историю его использования за период, несколько рабочих смен. Настройка датчика осуществляется путем построения отчета за показательный период и подбором оптимальных параметров алгоритма, что бы отчет полностью соответствовал действительности.
Важной особенностью топливных емкостей является принципиальное отсутствие расхода топлива. В связи с этим отчет изменен таким образом, что отображает все изменения топлива. И если итоговое значение предыдущего события не совпадает с начальным значением текущего события, то будет добавлено еще одно событие.

Иными словами, если предыдущий слив топлива закончился на объеме 1700 л, а следующий слив начался с объема 1680 л, то в отчет попадет еще одно событие - слив, объемом 20 л. Причем это произойдет даже в том случае, если минимально допустимый объем слива для отбора кандидата составит 50 л.
Для управления поведением алгоритма на каждой из трех стадий есть ряд параметров, которые повторяют параметры логического датчика топлива (в основном баке). Настройку этих параметров должны осуществлять технические специалисты.

В том случае, если в отсутствии зажигания с топливного датчика могут подаваться некорректные значения (например – штатный ДУТ при заглушенной машине может показывать произвольное значение), их можно игнорировать, используя в качестве значения параметра Разрешающий датчик сигнал от зажигания. Из тех же соображений можно отбрасывать показания ДУТ при резервном питании терминала. Для этого необходимо установить галочку в поле Использовать датчик основного / резервного питания. При этом оба способа приведут к тому, что заправка или слив топлива в состоянии выключенного разрешающего датчика определятся лишь при заведении ТС, то есть с задержкой по времени.

Далее перечислены основные параметры (с параметрами по умолчанию), которые влияют на результаты работы топливного алгоритма:
  • Время переходного процесса, 30 с – время за которое успокаиваются переходные процессы. Используется при включении разрешающего датчика.
  • Период передискретизации, 240 с – служит для приведения точек сигнала к эквидистантному виду. Для топливных емкостей, как правило, эти значения выше, чем для обычных топливных баков.
  • Ширина окна анализа (АКР) 8 – произведение этого параметра на период передискретизации должно быть приблизительно равно самому долгому событию (сливу или заправке).
  • Минимальная заправка, 4% – рассчитывается от полного объема бака.
  • Минимальный слив, 1% – рассчитывается от полного объема бака.
  • Ширина окна усреднения (АМФ) 0 – используется при «шумных» данных от ДУТа.
  • Минимальное время стоянки, 100 с.
  • Пороговая скорость, 5 км/ч – если скорость меньше, то транспортное средство стоит, если выше – едет.
  • Максимальное значение Lсл ОЗК, 2 – выбирается на основе данных из таблицы анализа.
  • Минимальное значение Lсл ОЗК, 0,3 – выбирается на основе данных из таблицы анализа.
  • Начало интервала уточнения заправки, 10 – в количестве интервалов передискретизации.
  • Окончание интервала уточнения заправки, 5 – в количестве интервалов передискретизации.
  • Порог площади ОЗК для заправки, 400 – выбирается на основе данных из таблицы анализа.
  • Порог площади ОЗК для слива, 50 – выбирается на основе данных из таблицы анализа.
  • Способ определения объёма, По сглаженному графику.
  • Игнорировать заправки в движении, Да.
  • Игнорировать сливы в движении, Да.
  • Пороги 1, 2 и 3 – выбираются на основе данных из таблицы анализа.
Если вы не уверены в своих действиях, то не изменяйте значений этих параметров. Некорректная настройка может привести к тому, что корректные данные от ДУТ не будут восприниматься системой как достоверные, а в отчете Топливные емкости не будут распознаваться сливы и заправки.

Работа с профилями транспортных средств
Поскольку настройка логических, аналоговых и дискретных датчиков для каждого ТС может занимать значительное время, ПО СКАУТ-Эксплорер позволяет значительно упростить перенос настроек датчиков с одного АРМа на другой. Для этого используются Профили. Существует 2 варианта переноса профилей – с помощью сохранения и загрузки файлов профилей или с помощью обмена профилями через сервер. Для второго варианта у конкретного пользователя на сервере должны быть определены права (отдельно можно разрешать Чтение профилей и Запись профилей).

Для работы с профилями используется соответствующая панель инструментов:

Сохранить профиль датчиков в файл
Загрузить профиль датчиков из файла
Сохранить профиль на сервере
Загрузить выделенные профили с сервера
Сохранить все профили на сервере
Загрузить все настройки с сервера